Россиянка Тамара рассказала Mail Недвижимость о тонкостях жизни в стране пиццы и пасты.
В Италию я переехала чуть больше двух лет назад – учиться в магистратуре. Поступить было легко: две рекомендации из моего московского университета, мотивационное письмо и языковой экзамен. Я отправила заявку в три института. Пришел положительный ответ из Болоньи и Миланского государственного. В последнем программа была на английском, и я почему-то решила, что это лучше курса на итальянском (на самом деле – нет).
На следующие два месяца Генеральное консульство Италии в Москве стало для меня местом больших надежд и самых горьких разочарований. Чтобы получить студенческую визу, кроме прочего нужен контракт аренды жилья, либо приглашение от гражданина Италии. У меня было два знакомых миланца, но я постеснялась просить их о такой серьезной услуге. В Москве есть организации, которые помогают поступить в итальянские вузы, найти квартиру или даже купить недвижимость. После бесплатной консультации я была уверена, что жить в Италии дорого и тяжело. Местные арендодатели очень подозрительно относятся к иностранцам и просят невероятных залогов. Если же безумно повезет и получится что-то найти, то все равно обманут. В агентстве объяснили, что общежития есть и в Италии, но только для местных студентов. Комната в университетской резиденции будет стоить 500-600 евро. Тогда я не знала, что в моем университете можно снимать студию-апартаменты за 250-300 евро. В московском агентстве об этом рассказать забыли, зато предложили найти квартиру. За свои услуги попросили 800 евро.
У меня не было лишних 50 000 рублей. От итальянских друзей узнала, на каких сайтах можно поискать жилье. Оказалось дорого, но не так, как пугали отзывчивые консультанты. Из Москвы что-то найти было практически невозможно, поэтому решила ехать в Милан лично.
В итальянском консульстве я познакомилась с девушкой, которая поступала на обучение по той же программе и которая тоже не могла найти жилье. Я предложила искать квартиру на двоих и рассказала, что собираюсь поехать в Милан. Мне казалось, что это отличный вариант: вдвоем в новой стране будет гораздо легче. Даже с такой «дополнительной» поездкой выходило дешевле, чем с помощниками из агентства. Я прилетела в Милан на неделю и была уверена, что легко найду двухкомнатную квартиру не дороже 800 евро. И тут начинается часть, в которой я расскажу, как делать не нужно.
Прилететь в Италию или в любую другую страну лично перед тем, как вы хотите туда переехать, – идея отличная. Но нужно составить четкий план такой поездки. Я этого, конечно, не сделала, поэтому моя «деловая командировка» довольно быстро превратилась в веселое туристическое путешествие. За первые три дня я успела встретиться с итальянскими друзьями, найти монумент среднему пальцу и посмотреть только 1 квартиру. «Все было под контролем», – оправдываюсь я из лета 2016-го.
В Италии очень плохо и мало говорят по-английски. А я плохо и мало говорила по-итальянски. Я учила язык около года, даже сдавала экзамен. Но в живых диалогах вспоминались только «си» и «но». Я пыталась самостоятельно звонить местным арендодателям. Один раз даже получилось договориться о встрече, а вот понять, на какое время мне ее назначили, – нет. Если попробовать перевести мои диалоги с риелторами, то они звучали примерно так: «Я и другая студентка Россия. Чистый, без звуков. Мы в Милан Университет. Сколько?» Мне отвечали, сколько, я не понимала. Риелтор пытался перейти на английский. В итоге мне просто писали цену на листочке. Цены были высокими, а условия плохими. Идею с жильем на двоих пришлось оставить. Зато я нашла комнату в квартире со студентом. Такой вариант меня не устраивал, но выбирать не приходилось. Где-то просили оплатить аренду на год вперед, другие отказывались заселять иностранцев, кто-то не хотел студентов и требовал рабочий контракт, часто предлагали «шикарные» пустые квартиры с одиноким унитазом (ничего больше там не было).
Еще в Москве я вступила в несколько групп по поиску жилья в Facebook. В последний день в Милане мне пришло сообщение от парня, который сдавал комнату. Все это выглядело немного подозрительно, но я все равно решила проверить. Небольшая квартира с двумя отдельными комнатами: одну предлагали мне, другую делили студентки из Марокко и Белоруссии. Район университета Боккони (дорогого и престижного экономического института Италии). Раньше здесь было много парков, проституток и бездомных. Сейчас – два университетских корпуса, студенческие резиденции, библиотеки, бары и кафе со специальными скидками для молодежи. Цены на недвижимость начинаются с «просто дорого» и заканчиваются на уровне «экстремально». За отдельную комнату в этом районе обычно просят 600-700 евро. Мне предложили за 500. Я сразу же согласилась, подписала все документы и улетела в Россию.
В Москве понесла контракт в посольство, и его не приняли. Оказалось, что Сандро, так звали моего первого итальянского арендодателя, предложил мне соглашение об аренде. Перевожу: бумажка без какой-либо юридической ценности. Я написала ему в Facebook грозно-истеричное сообщение, но уже не верила, что он ответит. Через два дня Сандро вышел на связь и пообещал выслать приглашение, которое заменит контракт. «Обманщик!» – всхлипнула я. Но Сандро действительно его прислал.
После первой ночи в своей миланской квартире я поняла важную вещь. Моя комната – это всего лишь часть прихожей-кухни-гостиной, отгороженная стенкой из пенопласта!
Я слышала, как соседки открывали холодильник, разогревали тосты в печке из Икеи и размешивали сахар в кружке. Первое время это казалось только неприятной мелочью. Мы жили дружно и уважали личное пространство друг друга. Но в ноябре белорусская соседка решила снимать квартиру с друзьями, и съехала. На ее место Сандро подселил 27-летнюю Ванессу из южной Италии.
Она часто болтала со мной по-итальянски, организовала сбор денег на моющие средства и вымыла все, что было можно. Но после Рождества Ванесса начала устраивать свою личную жизнь. Местом для свиданий был выбран кухонный диван. Так, я слышала все этапы становления Ванессиных отношений.
Кухня, главное место действия Ванессиного романа, была маленькой. Настолько, что пресловутый диван, в разложенном состоянии, упирался в обеденный стол и блокировал дорогу к ванной. Я предложила горячей южанке хотя бы ночевать в ее комнате. Ванесса решительно отказалась: всему виной – соседка из Марокко. Тактичная Ванесса не могла приводить мужчину в комнату, которую приходилось делить с девушкой-мусульманкой. Непристойные скрипы кухонного дивана рассорили меня и жизнерадостную южанку окончательно. Я позвонила Сандро и сказала, что съезжаю через месяц. Раньше уехать не получалось, тогда бы мне не вернули депозит.
Делить квартиру с итальянцами очень тяжело. Проблема в пресловутой разнице менталитетов.
Итальянцы с севера – немного снобы в личном общении, но уважают закон и право собственности. Они называют южан «терроне» (человек земли). И это скорее не про занятия земледелием, а про простоту и наивность жителей юга. Если вы приедете погостить к южанину, то вам обеспечена забота, как в отеле 5 звезд, ресторанные обеды и ужины. А вот делить съемную квартиру с ним лучше не стоит. Наши представления о «приличном» и «дозволенном» нельзя назвать разными только потому, что у итальянцев юга их просто не существует. Если у вас есть общая гостиная, то смело закрепляйте ее за южным соседом: там обязательно погостит его тетя недельку, по пятницам будут ночевать друзья, а по вечерам ждите веселых ужинов.
Новую квартиру пришлось искать в феврале, «мертвом» месяце. За 4 недели поисков я побывала в лучших домах Милана. В растаманской квартире, где потенциальные соседи попросили дополнительные 150 евро за шторы, после чего раскурили при мне сигареты, судя по запаху не только с табаком. Посмотрела апартаменты на троих, где жило шесть человек. В предлагаемой комнате стоял комод, как у бабушки на даче, а вместо кровати были сбитые штакетные ящики. И, увы, это не было дизайнерским решением в стиле минимализм. Обычные деревянные ящики, гармонирующие с бабушкиным комодом. Было много хороших вариантов, но за 650-750 евро, плюс оплата коммунальных услуг в районе 50-100 евро.
Искать квартиру, парикмахера, фруктовую лавку и сантехника в Италии нужно через друзей. Бывшая соседка из Белоруссии познакомила с русским парнем из Швейцарии. Он снимал двухкомнатную квартиру с бассейном и теннисным кортом всего лишь за 800 евро – неправдоподобно низкая цена для Милана. Русского швейцарца из-за каких-то бюрократических проблем отчисляли из университета, и он срочно искал новых квартирантов. Нашлась я и моя одногруппница. Владельцем квартиры-мечты оказался итальянский дедушка-пенсионер. Он оформил нам стандартный контракт, сам зарегистрировал его в местном аналоге МФЦ и извинился, что не успел перекрасить стены после прошлых жильцов.
В моей новой квартире есть небывалая для Италии штука – мусоропровод. От российского брата его отличает запах, а точнее его полное отсутствие. Кроме месячной квартплаты мы отдаем 60-80 евро за коммунальные услуги. Еще ежемесячные 100 евро – на содержание внутреннего двора и домов нашего кондоминиума. Есть уборщицы, которые моют подъезд, лестничные площадки и дорожки во дворе. Два садовника – они стригут газоны, вырезают шарики из кустов и поливают клумбы с цветами. Консьерж, который обязательно узнает, если ты пластик выкинул вместе с бумагой, и заставит рассортировать все, как следует. Охранник, на днях спросил у меня рецепт оливье. Наконец, спасатель для местного бассейна.
В Италии так всегда. Незнакомым – сбитые ящики вместо кровати, своим – квартира с бассейном. Пытаюсь стать своей.
Комментарии