Пользуясь законом оптического смешения цветов путем комбинаций только трех цветов — красного, синего и зеленого, мы можем получить весь цветовой круг, т. е. все входящие в него цвета. Эти три цвета в оптическом смешении являются основными.
Задача. Передайте красками цветовой круг путем пространственного смешения трех цветов.
Для получения лучшего эффекта берутся следующие краски: красная — киноварь, синяя — ультрамарин, зеленая — изумрудная зелень с прибавлением небольшого количества лимонно-желтой. Решение этой задачи сводится к следующему.
Чертят круг и делят его на три равные части. На каждые две трети такого круга наносятся сначала, например, красные штрихи (киноварь), начиная с самых тонких (толщиной штриха рейсфедера) до самых толстых.
Дойдя до середины двух третей круга, штрихи, увеличиваясь, постепенно достигают самой большой толщины — 10 мм. Затем от этой середины штрихи опять постепенно делаются тоньше, пока не дойдут до первоначальной толщины.
Такие штрихи красного цвета наносятся на различных расстояниях друг от друга, причем эти расстояния меняются соответственно толщине штрихов. Таким образом, в том месте, где штрихи очень тонкие, расстояние между ними самое большое, и наоборот.
Пространство между красными штрихами заполняется зеленой краской на протяжении двух третей круга. Точно так же поступают и дальше. В результате получается чередование широких красных секторов с тонкими зелеными, и наоборот. Синий цвет в свою очередь чередуется с красным и зеленым.
При выполнении данной задачи учащийся должен стремиться к тому, чтобы краска на всех секторах была положена ровно, одного тона и не изменялась, что может повлиять на эффект. Поэтому задачу лучше выполнять гуашью. При соблюдении всех перечисленных условий мы должны получить в таком круге, рассматривая его с довольно значительного расстояния, всевозможные оттенки цветового круга, хотя и: брали только три краски.
Действительно, в том месте, где красные секторы чередуются с синими, мы видим различные оттенки фиолетовых и пурпуровых;: там, где чередуются красные и зеленые, — желто-золотистые и оранжевые; там, где зеленые и синие, — голубовато-зеленые и т. д.
Задача эта имеет большое практическое значение для художников.
Комментарии