Свет – мощное оружие дизайнера, им надо пользоваться умело, зная основные правила, которые нельзя вычитать в учебниках, но можно вывести из собственного опыта. Архитектор Илья Насонов охотно делится тем, что узнал на практике:
Я делю свет на три основных категории: общий, декоративный и экспозиционный. Общий свет – это тот, которого мы не видим. В офисах его обеспечивают люминесцентные светильники. Люди часто путают общий с декоративным, считая, что люстра – и есть общий. Хотя, если посмотреть с точки зрения русского языка, то получится, что светильник, освещающий равномерно все помещение, и есть общий. Архитекторы обычно используют для общего освещения встроенные светильники или матовые плафоны, которые крепятся к потолку.
Декоративный свет – это всевозможные люстры, бра, ночники и лампы. Они незаменимы, когда надо скорректировать зонирование комнаты или изменить восприятие пространства в целом. При помощи ламп дневного света с характерным холодным цветом спектра можно поднять потолок, расширить стены или визуально изменить геометрию комнаты. Если, к примеру, разместить бра чуть ниже человеческого роста и направить свет вниз, потолок будет казаться ниже. А если ее освещают несколько торшеров, направленных в потолок, он зрительно поднимается. Равномерное освещение стен с напольной подсветкой углов поможет расширить пространство.
Свет, направленный в верхние углы комнаты, сделает ее маленькой, но очень уютной.
Отдельная песня – экспозиционный свет. Тот, который что-то выделяет, подсвечивает. Картины, предметы искусства, зоны, фасад или его части. Дома, которые мы проектируем, часто нуждаются в таком свете из-за того, что люстра страшно красивая, а света не дает. Экспозиционный свет – выход из положения. Мы просто добавляем шину с софитами, вешаем на расстоянии 0,5–1 метр и направляем свет в разные стороны. Единственное, тут важно понимать, что любой экспозиционный светильник имеет большую мощность, чем декоративный. Он греется. Да-да! И потолок высотой в 2,6 метра ему не подходит.
Направление света – еще не все. Многое зависит и от поверхностей, на которые он падает, от их цвета, материала.
Какие бы эксперименты со светом вы ни проделывали в черной комнате, она не станет больше: черные стены «проглотят» любые порции света. Любая глянцевая поверхность отражает свет, матовая – поглощает.
Матовая и пористая, типа дерева или акустических панелей в кино, поглощает еще сильнее. Чем светлее цвет поверхности, на которую падает свет, тем слабее он рассеивается, соответственно дает больше или ярче света. Это все, что надо знать. Остальное приходится узнавать в полевых условиях. Наши субъективные ощущения нас могут подводить. Не зря многие мужчины любят более яркий свет, а многие женщины скажут, что это чересчур. Я еще не определился, кому верить.
Когда мы начинаем проектировать интерьер, то иногда не задумываемся о том, сколько света даст та или иная люстра. Поэтому на этапе подбора света, уже после утверждения проекта, следим за тем, чтобы «добрать» необходимую мощность/светлость.
Банальный пример из недавнего прошлого: делая охотхозяйство, мы не учли, что дерево, будь оно даже белым изнутри, поглощает свет. Пришлось покупать светодиодные лампы. Мощность у них та же, светлость – выше. Я вывел для себя беспроигрышную формулу. Выбрали свет – добавим 30% мощности/светлости. Опыт позволил сформулировать еще несколько правил: деревянный дом всегда поглощает больше света, чем оштукатуренные поверхности; отраженный свет всегда тусклее, чем направленный вниз; люстры с абажурами не дают вообще никакого света – их всегда надо сопровождать бра, торшерами и настольными лампами.
Прежде чем приобрести светильник (будь то роскошные люстры от Barovier & Toso или универсальные лампы от ИКЕА), сначала подумайте, какую роль он будет играть в вашем интерьере. А уже после решайте, что выбрать: газоразрядные, светодиодные или лампы накаливания. Входная зона – каким должен быть свет здесь? Думаю, здесь нужен свет, который вы включаете, то есть общий, и тот, который включается сам от датчика движения – например, над зеркалом или в шкафу в прихожей, или вообще от вашего движения по квартире – от того, что вы пошли ночью в туалет.
На кухне все должно быть подчинено функции, самое главное – рабочая поверхность, даже стол может быть освещен хуже.
Это не так страшно. Хотя я считаю, что кухня должна быть залита светом.
В спальне порой (и мы наблюдаем это в отелях) нет люстры. Есть подсветка кровати, для удобства чтения. Часто встроенная. Правильно это или нет? Думаю, да, с точки зрения разумного пользования. Ведь мы там только спим. А вот в гостиной, где мы проводим много времени, хорошо иметь несколько сценариев освещения: люстра, торшеры, бра. И так же в детской: игровой, сказочно-ночной, нестрашно-ночной, режим уборки мусора и игрушек.
В ванной комнате, казалось бы, все должно быть функционально: встроенные светильники с соответствующим стандартом влагостойкости. Но, господи, кому это надо? Кому это надо, когда душа просит красоты? В этом случае – лампы, бра, люстры с герметичными плафонами и не над душем, там только влагозащищенные.
Комментарии