Несмотря на академически-скучный заголовок этой статьи, мы не станем утомлять вас, уважаемые читатели, занудной терминологией и теорией.
Давайте поступим иначе: погрузимся в машину времени и отправимся в древнейшие эпохи. Наверняка там мы обнаружим зачатки стилистики интерьеров, сумеем проследить развитие дизайнерства и, проанализировав причины и следствия, сможем сделать определенные выводы.
Дизайнеры древности
Дизайнеры появились чуть позже охотников, но гораздо раньше сборщиков податей, полицейских и врачевателей. Если следовать историко-периодичной теории, разработанной учеными Фергюсоном-Морганом, начало дизайнерского дела относится к варварским временам – периоду, когда в обществе возникла частная собственность и социальное разделение.
Желаете подтверждений – пожалуйста: уже в14-м тысячелетии до нашей эры люди украшали свои жилища наскальными рисунками. Разумеется, опыты первобытных дизайнеров сложно сопоставить с результатами работы дизайнеров современности, но это целиком нормально: стилистика интерьера развивалась плавно-поступательно вместе с прогрессом человечества.
Полагаем, что тех, кто наносил на стены пещер пусть даже примитивные рисунки, тем самым желая улучшить окружающий мир, вполне справедливо можно именовать прадизайнерами. Многие нам возразят: мол, дизайнер – это профессия; а денег в те времена не существовало. Как же платили дизайнерам? Действительно, как профессии в современном понимании дизайнеров в палеолите или неолите не было, равно и не было денег. Тем не менее, материальные взаимоотношения существовали. Возможно, прадизайнерам платили защитой и кровом, пищей и питьём. Абсолютно неважно, как называть этих людей и их жильё: хижина, пещера или как-нибудь ещё.
Важно иное: ещё в древнейшие времена некоторые люди чувствовали тягу к улучшению окружающего их интерьера, несмотря на более чем суровые условия существования.
Немного о причинах
Казалось бы, дизайн интерьера – совсем не первоочередная задача. В любую эпоху человечество сталкивалось с более весомыми проблемами; например, борьбой за выживание, войнами и эпидемиями. Тем не менее, дизайн как прикладное искусство продолжал развиваться. Подтверждений огромное множество: например, один из наиболее известных стилей – рокайль (он же рококо) – возник и активно развивался во времена правления Людовика XV, ведшего затяжную войну с Англией. Рушились и рождались империи, а вместе с ними возникали и множились стилевые направления в дизайне интерьеров. Одним словом, тяга к интерьерным преображениям была и, неверное, остаётся непреодолимой. В чем причина?
Профессор Института морфологии человека РАМН С.В.Савельев утверждает, что с древнейших времен и до наших дней человеческим прогрессом движут сугубо примитивные мотивы: удовлетворение естественных потребностей в еде и питье, размножение и желание доминировать. Возможно, кто-то сочтет слова профессора немного обидными или даже оскорбительными. Неужели мы, люди, настолько первобытны? У господина Савельева есть масса доводов, подтверждающих сформулированные им тезисы. Но наша задача никак не связана с теориями высокочтимого профессора, поэтому давайте вернёмся к интерьерам. Все, кто желает опровергнуть проф. Савельева, могут поспорить с ним сколь угодно на других web-ресурсах – сайт «Столичного Мастера» для этого не предназначен.
Итак, первые два фактора никак не связаны с дизайном интерьера, остаётся последний – стремление доминировать. Давайте подробнее остановимся на эмоционально-психологической составляющей.
Эмоционально-психологические мотивы
Что испытывает человек, обновивший дизайн интерьера? Если эта работа выполнена грамотно и интерьер стилистически выверен, красив и удобен, заказчик, помимо физического комфорта, чувствует моральное удовлетворение. К этому чувству примешивается целиком обоснованная гордость. «Я смог себе это позволить!», «У меня замечательный интерьер!», «Я сделал необычный ремонт – я работал с настоящим дизайнером!», – примерно так мыслит каждый заказчик после того, как элитный ремонт апартаментов завершён.
Согласитесь, довольно приятно слушать удивленные возгласы восхищенных (и слегка завидующих) гостей – именно такую реакцию вызывает безукоризненный по стилю интерьер. Уже только ради этого стоит задуматься о ремонте. Совсем необязательно обладать гипертрофированным самолюбием, чтобы ощутить законную гордость за собственный интерьер. Кстати, чтобы испытать вышеописанные позитивные эмоции, чья-то оценка не нужна: как правило, заказчики интерьерного дизайна – это люди целиком самодостаточные и в чьих-то похвалах не нуждающиеся. Им вполне достаточно осознания факта своей исключительности, избранности, успешности. Даже если их дом редко посещают гости, всё равно моральное удовлетворение они получают, будьте уверены.
Гордость, самодостаточность, исключительность и, как первопричина, доминирование. Насколько это этично по отношению к другим людям и не заслуживает эти черты порицания из-за нескромности или даже эгоцентричности? Если вы считаете постыдным желание жить красиво, комфортно и лучше других, пожалуйста – это ваше право. «Столичный Мастер» с вами не может согласиться. Мы полагаем, что каждый вправе реализовывать собственные желания в плане обустройства интерьера. В конце концов, человек работает для того, чтобы жить лучше; и в конце концов, каждый имеет право на частную собственность, личную жизнь и самореализацию.
Комментарии