Что такое вообще кухня-гостиная? Это помещение, где пищу как готовят, так и едят. Понятно, что и пятиметровые кухоньки порой волей-неволей выполняют подобные функции, но всё же говорить о настоящей «обеденной кухне» можно примерно с десяти квадратных метров.
Здесь есть три основных варианта. Квартира-студия с единым кухонно-жилым пространством. Жёсткое законодательное ограничение – электроплита (газовая горелка) не может находиться в жилой комнате. Большая квартира, где снесена перегородка между кухней и одним из соседних помещений (коридор или небольшая комната). Квартира с очень большой кухней.
Back in the USSR В классической советской кухне-гостиной чёткое зонирование не предусматривалось. Была кухонная стенка, в которую более или менее удачно встраивались мойка, плита и холодильник, и был большой обеденный стол, на который подавались блюда. Наличие такой кухни говорило о том, что глава семьи добился определённого успеха в жизни, или же о том, что дело происходит на даче. Так или иначе, но этот вид «зонирования» остаётся в России основным. Г-образная кухня – и обеденный стол на свободном пространстве.
Классическое «дачное» зонирование кухни-гостиной: Г-образный гарнитур и отдельно стоящий стол. Фото: Михаил Троицкий
Вариантом такой расстановки является «рабочий треугольник» – П-образный кухонный гарнитур, одна из стенок которого смыкается с прямоугольным кухонным столом. С точки зрения эргономики это, пожалуй, самый практичный вариант – достаточное количество рабочих поверхностей и минимум движений, необходимых для сервировки.
П-образное готовочное пространство само по себе обеспечивает чёткое зонирование всего помещения. Фото: Михаил Троицкий
Не выходя из бара Более продвинутые граждане решают вопрос зонирования, а заодно и экономят место с помощью барной стойки – по сути узкого длинного стола. В реальных барах стойки довольно высокие, в квартире рекомендуется делать их пониже, чтобы хозяйке было удобно. Высота 100 см (против обычных 80 см у обеденного стола) – более чем достаточно.
Небольшая откидывающаяся барная стойка выглядит спокойно и не китчево. Фото: Михаил Троицкий
В этом случае стойка не столько отделяет кухонную зону от обеденной, сколько сама является обеденным столом. Фанаты стиля приобретают в этих случаях высокие барные табуреты – «всё по-настоящему». Вот только для реального обеда из трёх блюд такой антураж – скорее минус. На стойке банально узко. Сидеть получается только вдоль «стола», а не лицами друг к другу, что вряд ли способствует семейной беседе. Тем не менее для молодой семьи из двух-трёх человек подобное решение – интересный и стильный вариант.
Кухня-купе Есть также грубоватый, но очень эффективный метод – сдвижные перегородки. В обычном положении они, как правило, перекрывают пространство, отделяя гостиную от кухни, но во время обеда или ужина перегородка (складывающаяся «гармошкой» по направляющим, как в шкафу-купе) убирается лёгким движением руки. Более простым вариантом такого сегментирующего элемента является банальная занавеска, но это заметно менее удобно (ткань развевается, собирает пыль).
Кухня-спотыкач Ещё один вариант – полное отсутствие перегородок (стоек): зонирование производится исключительно по горизонтальным поверхностям. Это может быть как перепад уровня потолка и, соответственно, стиля освещения (гипсокартонные конструкции такого типа очень популярны), так и перепад уровня пола – подиум. При этом на подиум можно вывести как кухонную, так и столовую часть помещения, но всё же лучше приподнять именно обеденный стол – чтобы в кухонной части было больше места для циркуляции воздуха.
Потолочное зонирование: массивная белая перемычка, нежная зелёная подсветка. Фото: Михаил Троицкий
День и ночь Следующий вариант зонирования – неочевидный, но, пожалуй, самый эффектный. Никаких сооружений, никакой мебели – только цвет! Чем больше изменений, тем лучше – другая гамма стен, потолка, другое покрытие пола, другой цвет мебели. Тут можно сыграть как на контрасте (скажем, «лунная» синяя кухонная часть и «солнечная» оранжевая столовая), так и на плавном переходе, на оттенках, полутонах. Или, скажем, не без иронии нарисовать на полу и стенах огромный знак тайцзи: инь на кухонной части, ян на столовой, то есть женщина готовит – мужчина ест.
Разумеется, это самое грубое деление по методам зонирования. Тем не менее все реальные варианты дизайна базируются именно на этих общих принципах. Дизайнер с заказчиком выбирают способ зонирования или же смешение этих способов (скажем, барная стойка и подиум), после чего работа идёт уже в направлении конкретного воплощения этого решения.
Комментарии