Начнём с определений: фактура (от латинского factūra – «строение, обработка») – это слово, которым принято характеризовать тактильно-визуальные свойства какого-либо материала.
Поскольку каждая поверхность вызывает у человека определённые ощущения, уместно говорить о взаимосвязи эмоций и фактур. Предлагаем вам рассмотреть особенности восприятия различных поверхностей – это поможет вам в формировании облика интерьера и в создании благоприятного эмоционального фона.
Фактура – не текстура
Люди, далёкие от дизайна интерьеров, часто путают фактуру и текстуру. В действительности эти понятия разные: текстура – это визуальное отличие, образованное структурными элементами. К примеру, текстура паркета – это естественный узор, формирующийся из годичных колец, луба и прочих частей дерева. При этом фактуру древесины описывают по-другому: она может быть матовой или глянцевой, ворсистой или гладкой, рельефной или ровной, и так далее.
Визуальное восприятие
Визуальные ощущения во многом зависят от способности поверхности отражать или поглощать освещение. Например, шершавые и бархатистые фактуры слабее гладких отражают световое излучение, поэтому воспринимаются как нечто более мягкое, нестрогое. Глянцевые фактуры при ярком свете практически всегда блестят, вызывая впечатление некоей торжественности и, быть может, официальности. Именно поэтому глянцево-блестящие фактуры часто используют в «дворцовых» стилях рококо и барокко.
Но не всё так однозначно: тот же самый глянец и блеск характерен и для ультрасовременных стилей, в том числе хай-тек и техно. Одним словом, нельзя утверждать, что фактура определяет стиль или стиль определяет фактуру: как правило, любой интерьер – это гармоничное смешение ровного и рельефного, матового и глянцевого, шершавого и гладкого.
Тактильное восприятие
Все тактильные ощущения, вне зависимости от вида поверхности, можно разделить на две группы: приятные и неприятные. В дизайне интерьеров существует правило, согласно которому следует избегать использования тактильно неприятных фактур. Исключения делают лишь для недоступных мест, то есть частей помещения, с которыми человек при обычных условиях не соприкасается (потолок, верхние части стен и тому подобное).
Разумеется, тактильное восприятие субъективно. Более того, при различных внешних условиях ощущения могут отличаться. К примеру, гладкая прохладная поверхность в жаре будет казаться приятно-охлаждающей, а в холоде будет восприниматься как неприятно-студёная. Чтобы минимизировать субъективную составляющую, тактильное восприятие принято оценивать при эксплуатационных условиях; то есть – при нормальной комнатной температуре и влажности.
«Офактуренное» настроение
Оказывает ли фактура влияние на формирование эмоций, вызываемых интерьером? Несомненно – да. Однако рассматривать фактуру как единственную и самостоятельную единицу не следует, поскольку существует множество более весомых факторов. К их числу относится, например, те же колористика и освещение, с помощью которых можно создать атмосферу разудалого веселья или по-деловому сдержанную эмоциональную среду.
Сочетая различные по виду и цвету фактуры и варьируя освещение, можно добиться удивительных результатов: сделать тесноватое помещение просторным, сконцентрировать внимание на определенных деталях и даже сформировать определенное настроение. Наверняка вы и сами не раз замечали, что в некоторых помещениях вы чувствуете себя уютнее, радостнее и беззаботнее; вам даже дышится в этих комнатах свободно и легко!
Комментарии